Цифровой грамотностью школьников займутся ИТ-корпорации — ComNews.ru

Разработать стандарт и провести пилот по введению нового школьного предмета с условным названием «цифровая грамотность» предложил председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн на расширенном заседании Комитета. Далее, по его словам, новый школьный предмет можно будет масштабировать. Александр Хинштейн предложил Министерству просвещения и Минцифре создать межведомственную рабочую группу по проработке курса. Идею поддержали министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.

Сергей Кравцов сказал, что уже совместно с Минцифрой ведомство реализует проект по созданию цифровой образовательной среды. «В соответствии с постановлением правительства мы создаем цифровую образовательную среду, апробируем ее сейчас в 15 регионах. Это не заменяет традиционную систему обучения, а будет в помощь учителям», — пояснил он.

Он отметил, что необходимо разработать методические пособия, а также повышать квалификацию учителей. «Приняты обновленные стандарты по начальной школе. В них уделяется внимание вопросам цифровой, информационной безопасности. В дополнение для развития стандартов сейчас разрабатываются рабочие программы. Новая межведомственная рабочая группа в короткие сроки такой курс по цифровой грамотности разработает «, — рассказал он.

Пока участники Комитета не определились, в рамках какого предмета будет вводиться курс. Александр Хинштейн предложил преподавать новый предмет на информатике, или технологии и дизайне (труд), или ОБЖ.

Максут Шадаев рассказал, что параллельно стартует программа «интернет в каждый класс». «Мы получили в 2019 г. поручение, чтобы такое подключение было безопасным: обеспечить защиту от атак и утечки данных. Надеюсь, скоро мы начнем программу по обеспечению каждого учителя планшетом. Вторым пакетом мер начнется поэтапное внедрение в школах запрета на использование импортных продуктов. В школах недостаточно финансирования, чтобы покупать зарубежные программные продукты. В ближайшее время мы сможем заменить импортный продукт на отечественную платформу. Мы считаем, что 50% ОБЖ можно посвятить информационной безопасности. Мы не говорим про дополнительную нагрузку, а хотим скорректировать программу по ОБЖ, чтобы посвятить время работе в интернете. Хорошо, что бизнес включен в процесс. Я хотел бы привлечь к работе и «Лабораторию Касперского», — сообщил Максут Шадаев.

Александр Хинштейн объяснил решение создать межведомственную рабочую группу. «Нам надо, чтобы была площадка, чтобы с бизнесом, академическим сообществом, родительским сообществом и государством выработать подход. Я бы сейчас не стал фиксировать, что это именно ОБЖ и процент. Есть еще информатика и труд. Нам надо определиться, с какого класса стартовать. Информатика начинается только с 5 класса. Вероятно, начинать нужно раньше: мы понимаем, что многие родители вместо соски используют гаджет», — доложил Хинштейн.

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», предприниматель в сфере информационных технологий, разработки программного обеспечения Игорь Ашманов выступил с критикой предложенных подходов, и предъявил претензии к составу межведомственной рабочей группы. «Мы говорим о многих вещах сразу, смешивая их. К безопасности детей цифровая грамотность не имеет никакого отношения. Я не понимаю, каким образом покупка техники в компьютерные классы поможет безопасности школьников. У детей с цифровой грамотностью все нормально, их учить не надо, они не понимают рисков», — объяснил Игорь Ашманов.

READ  Как устроить цифровой детокс и дать мозгу отдохнуть от гаджетов - @ASTERA: Новости IT и финансов - Астера - Новости ИТ-бизнеса

По его мнению, «в симфонии на троих» не хватает гражданского общества: родительских ассоциаций, которым хорошо бы объяснить, зачем переводить образование в цифру. Игорь Ашманов сказал: «На мой взгляд, цифровое образование несет дополнительные риски для школьников. Объясню: к сожалению, расчлененка, кровь, кишки, в TikTok находятся на расстоянии одного клика от скучного образовательного контента. Заставить школьников смотреть необходимый контент вместо их кумиров, скорее всего, невозможно. Пример, удаленка: отличники становятся хорошистами, а все остальные – двоечниками. Цифровизация не просто не связана с безопасностью, она ее ухудшает. Межведомственная рабочая группа не должна заниматься цифровизацией. В ней замечательно присутствует бизнес, почему-то я не увидел в списке медиков, серьезных общественных организаций. Я не увидел опросов. Нам необходим референдум или хотя бы всенародное голосование. Например, мы провели опрос: попросили ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) узнать, как граждане относятся к цифровому социальному рейтингу. Выяснилось, что граждане против. ВЦИОМ нам позвонил и сказал: «публиковать нельзя, плохой отчет». Потому что он не бьется с общим энтузиазмом по поводу цифровизации. Нужно в рабочую группу включить еще одного участника – общество. Вы говорите, что если договоритесь с бизнесом, то все будет прекрасно. У бизнеса есть свои интересы, и я в этом списке вижу…»

На этой фразе Александр Хинштейн перебил Игоря Ашманова: «Мне всегда нравятся люди, которые сами себя в чем-то убеждают, и дальше сами себя заводят. Вы спорите с тем, чего не существует. Список, которым вы оперируете, это не список рабочей группы».

Игорь Ашманов ответил, что есть предложение, кого включить в рабочую группу. Он начал зачитывать: «Предлагаемый состав рабочей группы: «Сбер»… Какое отношение к безопасности детей имеет «Сбер». «Яндекс» и Mail.ru Group — тоже не понимаю. Центр обучения «Нетология-групп». Это просто люди, которые за деньги обучают успешному успеху, условно говоря. Общественная палата здесь есть. СПЧ (совет по правам человека) нет, нет никаких родительских ассоциаций, но есть Skyeng. Зачем бизнес тащить в сферу безопасности детей? Предлагаю сменить состав рабочей группы и провести опросы. А вопросы цифровизации образования вынести в другое место».

Александр Хинштейн ответил, что сегодня комитет обсуждает не состав рабочей группы, а говорит о подходах. «О необходимости включить родительское сообщество я сегодня говорил. Я был бы рад, если бы мы сформулировали, какие общественные организации смогли бы быть нашими партнерами. С представителем СПЧ я переговорю, хотя не уверен, что это вопрос, связанный с этой деятельностью. В раздаточном материале также есть цифры, основанные на опросе родителей и связанные с оценкой со стороны родителей. Есть закон, согласно которому оснований для проведения референдума нет», — рассказал Александр Хинштейн.

Максут Шадаев отметил, что Игорь Ашманов правильно обострил дискуссию. «Надо понять, что ждут от нас родители». Он предложил создать опросник на сайте Госуслуг.

На заседании комитета присутствовала представитель российского объединения родителей Анна Швабауэр. Она попросила включить представителя объединения в рабочую группу и отметила, что угрозу представляет внедрение так называемой Цифровой образовательной среды (ЦОС), которая предусмотрена нацпроектом об образовании и постановлением правительства №2040. «Согласно этим документам ЦОС должна появиться на территории РФ на постоянной основе. Должна появиться информационная образовательная платформа на базе российских соцсетей. К вопросу взаимодействия государства и общества: 54 тыс. голосов было против этого проекта постановления и лишь 400 – «за», и документ все равно принят практически без поправок. Мы с высоких трибун слышим, что эксперимент ведется по причине пандемии и это дело добровольное. Во-первых, цифровая образовательная среда предусмотрена нацпроектом до пандемии, во-вторых, прямо говорится, что она появится во всех субъектах РФ, о какой добровольности идет речь? Почему в постановлении №2040 нет ни слова о том, как реализуется право детей, кто не хочет учиться в ЦОС? А приказ Минцифры №600 по цифровой трансформации предполагает, что к 2030 г. 100% детей должно иметь цифровой профиль на платформе ЦОС, а доля заданий в электронной форме для учащихся с использованием автоматизированной проверки к 2030 г. должна составить 70%. Это доказательство того, что как минимум 70% обучения должно стать электронным. Учитель превращается в некое приложение к ЦОС и утрачивает традиционную функцию. На практике это уже происходит: в родительский чат приходит уведомление, что класс становится цифровым. Говорят: «получите гаджеты от Сбера и пересаживаемся на «Сберкласс», — рассказала Анна Швабауэр. Она также привела примеры медицинских исследований, которые свидетельствуют о вреде компьютеров психическому здоровью детей. «ЦОС – это угроза ухудшения здоровья нации. Когда говорят, что компьютер – решение любой задачи – это ложь. Позиция врачебно-экспертного сообщества блокируется, потому что ИТ-компании лоббируют свои интересы», — сообщила Анна Швабауэр.

Максут Шадаев заверил ее, что роль учителя не поменяется. «Это не замена — это дополнение. У нас множество школ, которые не имеют комплекта учителей. Я наоборот в этом вижу большие плюсы», — отметил он.

Анна Швабауэр отметила, что дети имеют право на живых учителей даже в глубинке, и миллиарды надо «вбухивать» не в электронный контент, а в учителей. Максут Шадаев ответил, что тут не помогут никакие миллиарды. «Таких денег нет, чтобы привезти в сельские поселения учителей», — отметил он. Анна Швабауэр сказала, что это нарушение конституционного права на образование.

Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина отметила, что ситуация в социальных сетях ухудшается и может стать экстремально опасной. «Каждый второй подросток в России подвергается деструктивному воздействию в соцсетях. 82% школьников в анкетировании заявили о том, что с этим сталкивались», — сказала она и поддержала Игоря Ашманова в том, что нужно разделять безопасность и цифровизацию.

«Есть еще третья тема – с самими уроками ОБЖ. Дети не знают, что в определенное время года нельзя выходить на лед и прочих простых вещей. Я бы не стала трогать и включать еще и курс по цифровой безопасности в ОБЖ. По урокам информатики – учителя переживают, что мало времени на предмет, он не поддерживается и не развивается. Поэтому нет необходимости включать новый курс и туда. Если мы хотим воспитать роботов, можем продолжать говорить о цифровизации», — рассказала Екатерина Мизулина.

READ  Люди берут в руки смартфон без причины в 9 из 10 случаев - Городской портал - kursk.com

«Конечно, нас удивляет наличие в составе рабочей группы активное представительство различных крупнейших ИТ-компаний, в том числе компаний с иностранным участием, если посмотреть состав их акционеров. Почему-то нет в составе детских психологов, педагогов, лингвистов, выдающихся научных деятелей, психиатров, родительских организаций и представителей традиционных религий. Большие вопросы возникают по поводу безопасности: зачем лоббирование иностранных компаний (или с участием иностранных акционеров) в нашей системе образования? Родительское сообщество будет против активного навязывания использования цифровых технологий и определенных продуктов, которые представляют компании из состава рабочей группы», — высказалась Екатерина Мизулина.

22 мая 2021 г. в ходе Российского Интернет Форума (РИФ) поступило предложение от бизнеса об объединении игроков российского цифрового рынка для защиты детей в информационном пространстве. Актуальность этого предложения они обосновали снижением цифровой грамотности населения России – среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции «Цифровой диктант» 2021 г. составило 6,90 балла из 10 возможных, что на 0,35 балла ниже, чем у участников 2020 г. (7,25 в прошлом году). Самый низкий уровень цифровой грамотности у подростков 14-17 лет – 6,43.

Source: comnews.ru

Источник

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий