Как правильно учиться онлайн: подкаст «Списать не получится» — РБК

11 июн, 12:00

Как правильно учиться онлайн: подкаст «Списать не получится»

Читать в полной версии

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

Можно ли развить «цифровой интеллект», не перегореть в онлайне и учиться в сети продуктивно — обсуждаем с Оксаной Мороз, кандидатом культурологии, доцентом НИУ ВШЭ, автором блога «Злобный культуролог»

Мы стали чаще учиться в онлайне. Причин много, суть одна — вебинары, лекции в зуме и онлайн-марафоны стали обыденностью. При этом массовый переход в Cеть не сопровождался экспресс-курсом выживания в интернете. Нам не рассказали, как эффективно работать и получать знания в интернет-среде. В результате фрустрация, обесценивание сетевого опыта и неизбежная поляризация «офлайн» — «онлайн».

Чтобы обсудить, как преуспеть в онлайн образовании, стать ответственным цифровым гражданином и развивать навыки, необходимые для существования в сетевом пространстве, ведущий Максим Буланов пригласил доцента НИУ ВШЭ, автора блога «Злобный культуролог» Оксану Мороз.

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Чтобы прослушивание выпуска было максимально полезным, мы подготовили для вас файл с упражнениями. Они помогут понять, насколько вы состоялись как «цифровой студент» и что нужно сделать, чтобы учиться в Сети стало еще комфортнее.

Таймлайн разговора

3:50 — Наше цифровое поведение

6:35 — Что не так с обучением в онлайне

9:00 — Мы в онлайне и офлайне — в чем разница?

12:30 — Рубрика «Шпаргалка»: автор YouTube-канала «Книжный чел» Григорий Мастридер о том, как сделать, чтобы гаджеты не отвлекали, а помогали

16:15 — Про цифровой интеллект

20:30 — Как преодолеть цифровое неравенство

25:30 — Развиваем цифровые навыки

29:45 — Как справиться с цифровой перегрузкой

Хайлайты разговора

Основная сложность онлайн-общения в том, что люди переносят правила из офлайна в цифру. Онлайн кажется знакомым и комфортным, но на самом деле требует если не новых навыков коммуникации, то точно отличающихся от тех, что мы ежедневно практикуем. Например, уметь заботиться о виртуальной безопасности, быть внимательным и последовательным.

Часто онлайн-обучение выглядит так, будто тебя учат, а не ты учишься. Ученику кидают ссылку, проговаривают лекцию, иногда развлекают. Исчезает интерактивность, возможность у самих учащихся настраивать исследовательские методы, которые помогают открывать неизвестное, учиться самостоятельно.

В онлайне лучше работает все, что касается равенства возможностей. Но выстроить там кулуарные дискуссии гораздо сложнее. Цифры сближают и создают ощущение минимального расстояния и максимальных ресурсов. Но на самом деле мы существуем в пространстве, опосредованном экранами устройств и скоростью Wi-Fi.

Цифровой интеллект — это умение существовать в онлайне. Он базируется на трех навыках.

  1. Цифровое гражданство, умение безопасно, ответственно и эффективно использовать технологии и медиа для времяпровождения с любыми целями.
  2. Цифровая прикладная креативность — способность становиться значимой частью цифровой экосистемы с помощью создания нового контента.
  3. Цифровое предпринимательство, то есть умение действовать, быть проактивно настроенным, использовать цифровые сервисы для создания новых возможностей.

Большую часть этих навыков можно развить в процессе lifelong learning и обустройства своей образовательной траектории.

Грамотный в цифровом плане человек понимает ограниченность своего опыта и знает, что рядом существуют другие люди, другие сообщества, другие площадки, где могут быть совершенно иные правила игры. Он готов воспитать в себе интеллектуальную скромность и даже терпимость.

В рамках системы самообучения очень важно брать на себя ответственность за то, что происходит, и не бояться отстаивать собственные представления об удобстве. Может и не получиться сделать их универсальными для всех, но вы от этого точно не проиграете.

Человек не равен сам себе в офлайне и онлайне. В разных социальных сетях выстраиваются альтернативные версии личности, которые могут быть довольно схожими, но репрезентирует каждый аккаунт свою часть от человека. Одна сеть про картинки, другая про профессиональные группы, третья — бесцензурный поток сознания. И хотя вы не равны ни каждому отдельному аккаунту, ни их сумме, стоит отрефлексировать свое позиционирование в онлайне: ваши соцсети «представляют» вас в интернете, и на их основе люди складывают о вас впечатление.

Информационная перегрузка — история про неумение ранжировать по степени значимости сетевые данные, которые постоянно на нас сваливаются. Если вы устаете от объема действий в онлайне, подумайте, какие из них функциональные, нужные и полезные в средней, срочной и долгосрочной перспективе. Что отнимает кучу времени и сил, но не дает ничего взамен? В борьбе с информационной перегрузкой поможет установление рутинных действий, которые можно делать только офлайн. Например, погулять с собакой, сходить на спорт, поесть, но с выключенной зум-конференцией.

Информационная перегрузка часто ведет к выгоранию. Чтобы этого не произошло, лучше сразу обозначить границы: что, сколько и когда вы готовы делать в Сети. Иначе однажды можно столкнуться с резким желанием отказаться вообще от всех дел и коммуникаций, какими бы интересными они ни были. То же самое касается и взаимодействия с другим. Подумайте, какие у вас есть границы и какие они могут быть у другого. Старайтесь уважать чужое пространство в Сети так же, как вы уважаете свое в офлайне.

Ссылки эпизода

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным лайфлонг лернером.

Source: trends.rbc.ru

Статья в оригинале

Добавить комментарий