С мышкой наперевес — Коммерсантъ

Самое массовое мероприятие в наши ковидные времена состоялось в октябре на футбольном стадионе «Пудун» в Шанхае — чемпионат мира по игре «Лига легенд». Цифровой спорт набирает обороты. Кто такие киберспортсмены и почему миллионы людей готовы часами смотреть трансляции видеоигр, узнал «Огонек».

Ольга Копцева

Киберспорт — это спорт, официально Россия заявила об этом дважды, в 2001 и 2016 годах. Легитимным на государственном уровне геймерство признали в США, Западной Европе, Индии, Мексике и странах СНГ. И это неудивительно: цифровая среда просочилась в повседневную жизнь, будни и праздники мы проводим с гаджетами и перед экранами мониторов. Изолированная от внешнего мира молодежь еще глубже погрузилась в виртуальные миры и видеоигры.

Футбольный стадион «Пудун» в Шанхае на 40 тысяч зрителей первым в ковидной истории принял массовое мероприятие в октябре этого года. Заявки на чемпионат мира по игре «Лига легенд» (League of Legends — боевая онлайн-арена.— «О») прислали 3 млн человек, однако шахматная рассадка позволила выделить всего 6 тысяч зрительских мест. Организаторы приняли решение разыграть билеты, но только среди игроков 30-го уровня и выше. Вход — твое собственное лицо, никаких бумажных и электронных билетов, идентификация через биометрическую систему распознавания.

В зрительном зале соблюдают масочный режим строго и китайцы, и иностранные гости, высидевшие двухнедельный карантин в гостиницах. Посреди стадиона — арена с гигантскими экранами, на ней компьютерные столы. За приз в 2 млн долларов бьются корейцы и китайцы, две команды по пять человек. Единственная команда из СНГ выбыла задолго до финала, хотя и наши команды прочно держатся в топ-10 мировых рейтингов. Звезды киберспорта — ребята стеснительные, выходят на сцену робко, минута славы для них дело явно непривычное, а оттого еще более волнующее. Ни форма, ни бутсы им не нужны, для этой битвы достаточно наушников, мышки и мощного компьютера. Как и в большом спорте, за кадром работают киберспортивные комментаторы, однако оценить накал страстей вряд ли получится без специальной подготовки — трансляция ведется на «лытдыбрском» языке, когда вроде бы по-русски, но ничего не понятно: «Еще одна попытка своровать дракона… ударной волны нет, опасная ситуация. Да-а-а-! У него есть уничтожитель. Улучшенный ботинок и золото! На 7-й минуте опасный момент… три убийства получил игрок, противник уже давит на нижней линии. 0:3».

— Киберспортивный язык действительно специфический, здесь, чтобы комментировать, нужно самому играть на достаточно серьезном уровне,— говорит Мила Алиева, комментатор RuHub,— у меня до 10 часов эфирного времени в сутки, я постоянно разговариваю, и это непростой труд. Но и оплачивается наша работа хорошо. Зарплата зависит от профессиональных качеств, медийности, количества подписчиков, способности привлечь аудиторию каналов и соцсетей на трансляции. Эфиры смотрит много школьников, подростков, реже людей постарше, примерно до 35 лет. В онлайн заходят сотни тысяч человек, особенно волнуешься, когда комментируешь на стадионе для русскоязычной аудитории, тебя не только слушают, но и смотрят, нужно всегда быть на позитиве и хорошо выглядеть. В киберспорт я пришла поздно по меркам этого бизнеса, мне было 20 лет. Мои близкие, как и большинство родителей, с недоверием восприняли увлечение играми и сказали: «Ты занимаешься просто ерундой». Классическая реакция на многочасовое сидение ребенка за компьютером: «Сходи погуляй, уже синяки под глазами, глупости все эти игры, как они тебя в жизни кормить будут?» И вот тут очень тонкий момент, когда ребенка нужно поддержать, узнать, что он там делает за компьютером, что ему интересно, какие у него увлечения. Если это просто отдых и уход от реальности, то само пройдет, а если, возможно, с этим будет связана профессия, то лучше вовремя поддержать.

«Новый черный»

Для детей эпохи цифровизации («зеты», поколение Z) киберспорт, как сейчас говорят, «новый черный» — суперхит, неотъемлемая часть жизни. Это максимально комфортная среда, где можно получить сильные эмоции, найти единомышленников, интересно провести время. Самые предприимчивые находят в этом новые возможности — выбраться из своего городка в столицу, стать лучшим игроком киберспортивного клуба и зарабатывать суммы, которые нам, простым смертным, даже не снились.

Социальный лифт в киберспорте работает безотказно. Вверх по карьерной лестнице — задача здесь быстрореализуемая и вполне достижимая. Но, как и в любом профессиональном спорте, придется ежедневно тренироваться по 8–10 часов.

В отличие от шоу-бизнеса и блогерства, где нужны большие бюджеты для раскрутки, подкрепленные прочными связями, для киберспорта характерна прозрачная система рейтинга внутри игры, которую не получится обмануть с помощью влиятельного дядюшки и алгоритмов. Получив высокий рейтинг, игрок становится интересен киберспортивным клубам, которые выкупают его для контрактной работы. Расслабился и потерял форму — вышел из состава, так как главная задача клуба — побеждать.

READ  Гаджеты с бесплатной доставкой: МегаФон обновил интернет-магазин в Твери - Твериград

— Да, это самая настоящая работа, игрок получает зарплату и призовые с турниров,— рассказывает Ксения Вартанова, PR-менеджер Virtus.pro.— Самый юный игрок находится в нашем клубе прямо сейчас, это Кирилл Гришин из Брянской области, ему 15 лет, и он уже один из самых лучших киберспортсменов СНГ в своей дисциплине. Самому взрослому, Олжасу Батырбекову, на момент ухода из команды исполнился 31 год. У нас несколько составов по разным дисциплинам: Dota 2, CS:GO, Fortnite и Rainbow Six Siege. Выбор дисциплин обусловлен популярностью. Например, Dota 2 и CS:GO — одни из самых распространенных в России и СНГ. Fortnite всего за несколько лет стала одной из самых популярных игр в мире, Rainbow Six Siege пользуется большим успехом в Бразилии и во Франции.

Играть в компьютер и отщелкивать мышкой миллионы мечтает сегодня каждый школьник. Доходы киберспортсменов еще не превышают зарплат именитых футболистов, но уже явно стремятся в сторону большого спорта. Для понимания сути вопроса достаточно посмотреть призовые фонды чемпионатов по разным игровым дисциплинам (от 10 тысяч до 40 млн долларов). Большая часть выигранных денег достается команде. Кроме того, игроки получают зарплаты от клубов, в которых состоят, от 2 тысяч до 25 тысяч долларов в месяц, зарабатывают на стримах (прямых эфирах), спонсорских контрактах и рекламируют бренды. Рекламодатели активно используют такие мероприятия и киберзвезд для привлечения внимания к премиальным товарам.

Вся жизнь — игра

Что такое большой киберспорт, рассказывают игроки «высшей лиги». Добиться успехов им помогают трудолюбие и желание быть лучшими в своей дисциплине. Как и в любом профессиональном спорте, это жизнь с высокими нагрузками, эмоциональными и физическими. От долгого нахождения за компьютером сильно устает спина, затекают ноги, напряжение мозга и мышц помогают снимать психологи и массажисты. А от головной боли, усталости и туннельного синдрома (онемение пальцев руки) лучше всего помогает здоровый сон.

Фото: Предоставлено Virtus.pro