В каком возрасте детям можно разрешать пользоваться гаджетами | e1.ru — новости Екатеринбурга — Новости Екатеринбурга – e1.ru

Зависимость от гаджетов в детстве может аукнуться во взрослом возрасте

Зависимость от гаджетов в детстве может аукнуться во взрослом возрасте

Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Поделиться

Эксперт рассказал, как гаджеты влияют на детский мозг

Закончилась международная неделя мозга, которая проходит каждый год для популяризации достижений нейронаук и пропаганды важности изучения мозга. Зав. лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Уральского гуманитарного института УрФУ Сергей Киселев рассказал, как развивается детский мозг и как на этот процесс влияют гаджеты.

— Что может привести к нарушениям развития мозга?

— Мозг человека, по крайней мере многие его механизмы, достигают высокой зрелости уже к 9 годам. К сожалению, если мы говорим о современных детях, то их когнитивному развитию может навредить большое количество факторов, начиная с внутриутробного периода развития и протекания родов. Например, кислородное голодание плода впоследствии может проявиться в появлении симптомов гиперактивного поведения, когда ребенку сложно концентрироваться, длительно и продуктивно заниматься, когда у него возникают сложности с произвольным контролем и способностью достигать цели.

Одной из главных проблем в развитии сегодняшних дошкольников и школьников является виртуализация среды: дети имеют свободный, часто неограниченный доступ к виртуальному миру. Для родителей ребенок, «поглощённый» телефоном или планшетом, иногда удобен, но нужно понимать, что это может быстро привести к формированию цифровой зависимости.

— А к чему может привести цифровая зависимость у детей?

— Прежде всего, повышается риск возникновения патологических видов зависимостей, например, алкогольной и наркотической, а также асоциального поведения в подростковом и взрослом возрасте. Конечно, пока мы не можем представить все масштабы того, что нас ожидает в будущем, но специалисты сходятся во мнении, что ситуация действительно серьезная.

С другой стороны, у детей, «зависающих» в цифровых устройствах, развивается так называемый «виртуальный мозг», в котором формируются искаженные, далекие от реальности образы мира. В результате возникают поведенческие сложности — это проявляется, к примеру, в том, что ребенок плохо приспосабливается к реальному миру, в частности, к школьной среде. Высока вероятность того, что и во взрослом возрасте человек с искаженным восприятием окружающей среды будет демонстрировать серьёзные проблемы в эмоциональном поведении, социальном взаимодействии и других формах поведения. А если таких людей будет большинство?

READ  Tele2 открыла digital-салон связи в Новокуйбышевске - Волга Ньюс. Самара

— Под виртуальным миром имеются в виду не только игры?

— Под виртуальным миром я подразумеваю игры, интернет, соцсети, даже телевизор. Это своеобразный заменитель реального мира, все то, что подается мозгу через посредника. Одно дело — получать информацию через собственное взаимодействие с внешним миром, с людьми, реальными предметами, разными ситуациями. И другое дело, когда ребенок взаимодействует с миром через виртуального посредника, и вопрос — что это за посредник, насколько он качественный.

Когда ребенок через собственное поведение, через себя пропускает взаимодействие с людьми, он становится более сложным, более мудрым, потому что сталкивается с намного более непростыми и многогранными ситуациями. Он ошибается, набивает много шишек, образно говоря, но через это развивается и в дальнейшем становится более эффективным в этом мире, который сложнее, чем любая игра, популярный герой или мультик. Живой человек и виртуальный герой в игре — это две сильно отличающиеся друг от друга реальности.

— Кроме искаженного восприятия реальности, чем еще опасны гаджеты?

— Гиподинамией: ребенок меньше двигается, он не осваивает разнообразные двигательные навыки. Это тоже негативно влияет на формирование мозга, так как практически все базовые мозговые механизмы развиваются через движения, с помощью которых ребенок осваивает окружающую среду.

— Есть ли данные, в каком возрасте можно разрешать детям пользоваться гаджетами?

— Цифровой мир в целом оказывает негативное влияние на развитие мозга ребенка. Но это влияние зависит от многих факторов. Первый — возраст ребенка: чем раньше он начнет уходить в виртуальный мир, тем более негативный и долговременный будет эффект.

Второй фактор — индивидуальные особенности самого ребенка. Например, есть исследования, которые показывают, что у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) использование гаджетов ведет к более негативным последствиям. Виртуальный мир усугубляет их симптомы — нарушение внимания, гиперактивность, повышенную отвлекаемость и др.

READ  Во взрослых поликлиниках Москвы внедряется цифровой помощник врачей - Национальная служба новостей

Вторая категория — дети с расстройством аутистического спектра (РАС). У них и так плохо развивается так называемый «социальный мозг», что мешает им нормально жить в нашем мире, взаимодействовать с людьми. А виртуальный мир еще более негативно воздействует на их социальные механизмами мозга. К тому же, они в этот мир очень быстро уходят, он для них удобный, притягательный, ведь там не надо взаимодействовать с живыми людьми. И это еще больше усугубляет их проблемы в дальнейшем.

Чем раньше человек погружается в виртуальный мир, тем больше негативных последствий может быть

Чем раньше человек погружается в виртуальный мир, тем больше негативных последствий может быть

Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Поделиться

— Можно ограничивать детей по времени использования гаджетов?

— Есть, конечно, определенные мнения, высказываемые различными специалистами, сколько в день ребенку можно пользоваться гаджетами или смотреть телевизор — 15 минут, полчаса, час. Но все это недоказанные вещи, потому что не проводилось исследований, которые бы анализировали эффект цифрового мира на развитие мозга и психики ребенка в разном возрасте. Поэтому доверять этим мнениям нельзя, это все непроверенные факты, спекуляция. Если у ребенка СДВГ и ему 5 лет, то для него полчаса в день будет иметь более разрушительный эффект, чем для ребенка 9 лет без каких-то расстройств и склонности к зависимости.

По моему мнению, нужно пользоваться золотым правилом «не навреди»: по возможности давать ребенку как можно меньше времени проводить в виртуальном мире.

— Что делать родителям, чьи дети уже много времени проводят в гаджетах?

— Почему ребенок хочет играть в эти игры? Почему смотрит телевизор? Он получает там положительные эмоции. Надо сделать так, чтобы ему понравилось что-то другое. Это, конечно, очень сложно сделать, но мы можем увлечь ребенка другой деятельностью, где он будет получать намного больше положительных, интересных и богатых эмоций, чем в виртуальном мире. Это может быть спорт, хобби, социальные игры и т.д.

READ  Правительство утвердило список гаджетов для предустановки российского софта - Forbes Россия

Нужно найти интерес ребенка и выстроить внешнюю среду так, чтобы он постепенно шел в этом направлении.

Но постепенно баланс может измениться, и ребенок пойдет в сторону живых и здоровых интересов. Это процесс может растянуться на полгода, год и даже больше.

— Какие еще есть решения этих проблем? Особенно учитывая, что «цифру» из жизни современного человека исключить невозможно.

— Сейчас в профессиональном сообществе ведется очень важная работа по разработке «цифровой гигиены». Сегодня дошкольников в детских садах обучают, например, тому, как правильно чистить зубы или правилам безопасности на дорогах. А в ближайшем будущем не менее важной темой станут и правила взаимодействия ребенка с виртуальным миром.

Я очень надеюсь, что будут выработаны научно обоснованные подходы и правила по «вхождению» ребенка в виртуальный мир, найден баланс между цифровым и реальным миром, разработаны рекомендации для родителей по «цифровой гигиене» для детей. А пока мы все должны осознать, что с точки зрения формирования мозга цифровая среда — это территория риска.

Ранее психологи УрФУ провели исследование и выяснили, что компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. Почитайте также колонку психиатра о том, почему в Екатеринбурге становится всё больше зависимых от «одноруких бандитов».

Source: e1.ru

Источник статьи

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий